batowem (batowem) wrote in balta_ua,
batowem
batowem
balta_ua

Category:

фольклор

Балта в еврейском фольклоре

Отвергнутая невеста
Вот истинная история, которая случилась с одним хасидом по имени реб Ойзер. В детстве он был обручен с одно девочкой. Случилось, однако, так, что он, вопреки народному обычаю, расторг помолвку и не попросил у невесты прощения. Люди, правда, говорили, что он просил у нее прощения, но она его не простила. Так или иначе, но когда через много лет реб Ойзер женился, он был жестоко наказан: Господь не дал ему детей. Не помогали никакие средства, никакие благословения. В городе уже кое-кто начал называть его Ойзер-бездетный. И вот в один прекрасный день Ойзер поехал к самому люблинскому цадику. Прехал, дал габаю пятьдесят два рубля (прим.: числовое значение слова "бен" - "сын" составляет 52) и сказал чудотворцу:

- Ребе! Я не уйду отсюда до сих пор, пока вы мне не пообещаете, что у меня будет ребенок.
Люблинский цадик велел ему ехать в Балту, больше ничего не прибавив.
Приехал реб Ойзер в Балту, а там в это время большая ярмарка. Бродит он бесцельно среди людей - сам не знает, кого и чего ему нужно. Вдруг столкнулся в толп с одной нарядно одетой еврейкой. Сделал он поспешно два шага в сторону, но в эту минуту услыхал, как женщина это сказала, обращаясь к своей спутнице:
- Смотри, и сейчас он от меня убегает, а ведь когда-то был моим женихом.
Посмотрел реб Ойзер на ту женщину и вздрогнул: это ведь его бывшая невеста. Тут он рассказал ей о своей жизни, о своем несчастье, постигшем его из-за того, что она тогда не простила ему измены и позора. У женщины злорадно блеснули глаза. Видно, рассказ о его горе доставил ей большое удовольствие. Стал реб Ойзер упрашивать свою бывшую невесту помочь ему в его горе. Пусть, мол, она его простит. А он готов дать ей все, что она пожелает, - деньги, наряды, дом. Но женщина от всего отказалась, ей, дескать, ничего не надо, она ни в чем не нуждается. Ни словом не заикнувшись о прощении, она, однако, сказала, что есть у нее одна просьба. В городе Сувалки живет ее брат, а у него дочь на выданье. Она просит его поехать туда и дать племяннице пятьсот червонцев в приданое. С этими словами она дала реб Ойзеру пятьсот червонцев.
И тут эта женщина вдруг исчезла.
Обрадовался реб Ойзер поручению. Приехал в Сувалки, нашел брата своей бывшей невесты и его дочь, передал им деньги и тут только узнал о том, что его бывшая невеста умерла десять лет тому назад и похоронена на кладбище в Сувалках.
Спустя год жена реб Ойзера родила сына. Эта история записана в пинкасе сувалкской еврейской общины. Запись эта сделана по просьбе реб Ойзера и с соизволения люблинского цадика.

Примечания В.Дымшица:
Записана Райзе от кантора  Эли Яблочника в 1927 г. , в г. Староконстантинов, Волынь. Эта весьма популярная история приводится во многих хасидcких книгах. Кроме люблинского цадика, участие в ней приписыватся другим цадикам: ребе из Белза, магиду из Кожниц.   Люблинский цадик  - знаменитый хасидский цадик Яков-Ицхак Гуревич (ум. в 1815 г.), известный как Ясновидец из Люблина.
Согласно широко распространенным представлениям, расторжение помолвки гораздо хуже развода. Жениху, расторгшему помолвку и не вымолившему прощения, грозят всяческие несчастия.

Ист.: Еврейские народные сказки, предания, былички, рассказы, анекдоты, собранные Е.С. Райзе / Составление и предисловие В.Дымшица. - Спб.: "Симпозиум", 2010. - 568 с. - с.161-162, 494-495. С использованием страницы https://morra-winter.livejournal.com/106560.html?thread=1357632
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments